Самые страшные сказки - те, в которые сам веришь. Они в стуке капель по подоконнику, в гаснущей ни с того ни с сего сигарете, в замолкающих голосах птиц. Слышишь, шорох в соседней комнате, там, куда стеклянными глазами уставился кот? Это может стать еще одной пугающей историей.
Их миллионами штампуют кинокомпании и книжные издательства. Но они не верят в них, и поэтому эти истории никогда не станут правдивыми до дрожи.
Я тоже не верил. Забывал их, рассказав, отгораживался светом лампы. А сейчас за окном блуждают мои южные духи, изредка прислоняясь белыми лицами к стеклу. И знаешь, я верю.
Я впустил их к себе, желая узнать правду. Голос ведьмы, эхом отбивающийся от стен полупустой комнаты, руки со сплетенными, будто древесные корни, венами, узор карт, раскинувшихся на столе. «Ты будешь искать себя» - сказала ведьма. Я рассмеялся ей в лицо.
Город прячет в своем теле миллион похожих историй. Утащенные на дно реки прекрасные девушки, чьи волосы спутались с водорослями и мелким мусором, девушки, чьи глаза запали, а зубы вывались. Заброшенные здания - в разбитых стеклах отражаются те, кто жил здесь раньше - заманивающие в свои подвалы подростков. Темные силуэты, принадлежащие неведомо кому, обитающие на перекрестках, когда солнце уходит за горизонт. Город укрывает их собой, милосердно позволяя нам не верить. Но я задерживаю взгляд чуть дольше, чем это положено, и вокруг меня оживают сказки, которые я сам рассказывал.
Закрой глаза, не смотри. Этот мороз по коже - дыхание приведенных мной за руки духов, блуждавших на пустырях. Это они, проплывая рядом, заставляют твою кожу покрыться мурашками. У них нет глаз, но они видят тебя, так что лучше не смотри.
Судорожный вздох ночи - и город обнажил свои белесые кости, расходящиеся по его телу улицами.
Сначала я видел только отголоски, выцветший след. Размытые дождем отпечатки когтистых ног на земле. Я шел за ними, уходя вглубь леса, пока они окончательно не стирались. Я возвращался домой, чтоб, сидя у окна, вглядываться в тени, пытаясь разглядеть что-то. Не зажигал свет, чтоб не спугнуть.
Прошло время, и я стал видеть больше. Теперь я уже не сомневался в увиденном. Передо мной оживал другой город, похожий на мой собственный, пугающий до дрожи. Смазанные пятна лиц в моем зеркале, шаги в коридоре, замирающие у двери спальни, гремящая посуда. Я вскакивал с постели, желая одновременно и увидеть и списать все на воображение. Ни то ни то мне не удавалось.
Ты, должно быть, помнишь это время. Как я замечал человеческие фигуры в темной речной воде, щелкая зажигалкой, потому, что верил - это их отпугнет. Резко оборачивался, гуляя по городу. Для тебя я сходил с ума. На моей тумбочке появлялись подкинутые тобой таблетки успокаивающего. Я пил их, забравшись с ногами на кровать, пристроив пепельницу между ступней. Не помогало. Но я не жалел.
Я не заметил, когда тебя не стало. Просто однажды мои истории потеряли слушателя в твоем лице, а духи разбрелись по окрестным дворам. Им нравилось собираться возле тебя, замыкая в круг, тихо напевая своими скрипящими голосами песни на непонятном языке. Теперь же остался только я и мои сигареты, а духи не любят запах дыма и огонь.
Иногда, то ли в отместку, то ли из шалости, сигареты крадут домовые. Я проклинаю их, матерясь, и выхожу за новой пачкой. Продавцы смотрят мимо меня пустыми глазами, не слыша. Тогда я выхватываю скользкие упаковки из чьих-то пальцев. «Ветер» - вздыхают ограбленные. Я пускаю дым им в лицо, а они лишь выше застегивают молнию на куртке.
Город растворяет меня, прячет, отводя взгляды. Но я иногда еще рассказываю свои страшные сказки кому-то на ухо в толпе, дую на волосы, пропитывая их горьким сигаретным дымом.

О сдвигах
Плохо ли, хорошо ли, но дописалось. Конец нагрянул.
IМертвые твои девочки, пропахшие сексом, как духами. Глаза этой смотрят в потолок. При жизни смотрели на тебя. Руки, холодные и посиневшие, гладили твое тело. Губы, полуоткрытые то ли в ужасе, то ли в экстазе, целовали твои.
- Никаких зацепок, как и всегда, - говорит Рой.
Конечно, ты же аккуратен. Ты чертовски аккуратен. Даже уходя из моего дома, ты всегда стираешь отпечатки пальцев со всего, к чему прикасался без перчаток.
- Опроси соседей, которые нас вызвали.
Рой кивает. Я смотрю на тело, которое скоро запихнут в пластиковый мешок и погрузят в машину, чтоб отвезти в морг. Причина смерти и так ясна - горло девушки перерезано, края ровные. Голое тело белеет в луже крови.
Когда осмотр квартиры проведен, сняты отпечатки пальцев со всех поверхностей, а судмедэксперт вынес вердикт, я спускаюсь на улицу и достаю сигареты. Шарю по карманам в поисках зажигалки, когда чья-то рука появляется в поле моего зрения, поднося огонек к сигарете.
- Спасибо, - говорю я.
- Да на здоровье, - отвечает водитель скорой. Он, в ожидании, тоже решил перекурить.
- Погодка мрачная, да? - продолжает он. Штормовое предупреждение.
Я киваю.
- А что там за труп? Снова молодая девка? - спрашивает водитель и, дождавшись моего подтверждения, сплевывает со словами: - Убил бы этого ублюдка.
А у меня перед глазами тонет в крови очередная девушка, мертвого взгляда которой я избегаю.
- Да, - говорю я, - убил бы.
Несколько дней назад, утром, ты сидел на моей кровати и, повернувшись спиной, надевал носки. Я смотрел на твой позвоночник, на беззащитную шею. Так просто, резко схватив голову в захват, свернуть, чтоб хрустнули позвонки. Вместо этого я провел пальцами по твоим лопаткам.
До выезда из города пять перекрестков и главная трасса. На ней я выжимаю за сто, стискивая пальцами руль. В опущенное окно врывается ветер, кричит на ухо. Впереди только дорога и полоска неба. Грозовые тучи собираются в стаю, еще полчаса-час и они атакуют город.
Моя злость превращается в скорость и убывает тем больше, чем дальше вправо отклоняется стрелка спидометра.
Твои мертвые девочки все похожи друг на друга. Длинный шлейф волос, раскинутых по полу или постельному белью, узкие бедра, упругие груди с маленькими сосками. У всех приблизительно один и тот же возраст - от девятнадцати до двадцати трех. У всех светлая кожа, которая становится синеватой на обескровленном теле. Я помню их имена. Все девять имен.
Я разворачиваю авто и возвращаюсь в город с резко хлынувшим дождем. Дворники сметают воду с лобового стекла, но не успевают. Свет витрин и фар преломляется в прозрачных каплях.
*
У меня в квартире темно, но я знаю, что ты здесь. Я чувствую тебя через тонкие стены, разделяющие прихожую и кухню. Я не включаю светильник. На ощупь вешаю пальто, стаскиваю ботинки. В конце длинного коридора нет света, не слышно пения ангелов. Только белеют с двух сторон двери, ведущие в комнаты.
Ты встаешь мне на встречу. На столе виднеется чашка с неясным содержимым.
- Снова гонял по шоссе? - спрашиваешь ты будничным тоном. - Я купил пиццу. Как знал, что у тебя нечего есть.
Я опускаюсь на стул напротив твоего, подцепляю пальцем пепельницу и тяну к себе. В ней только пепел, ты всегда забираешь окурки. Огонь зажигалки режет глаза, привыкшие к темноте.
- Знаешь, я сегодня услышал фразу... Что-то вроде: «Убивший чудовище сам становится им». Что скажешь?
Я вздрагиваю, по коже проходит озноб.
- Перечитал детских сказок? Тупая фраза.
Ты смеешься. Ты и так знаешь, что я не смогу тебя убить. Поэтому в очередной раз поворачиваешься спиной и нарезаешь пиццу.
IIОна захлебывается слезами и еще сильней размазывает потеки туши под глазами. Я выдыхаю и в который раз прошу ее успокоиться. Девушка - оголенные нервы. Кажется, притронься, и она закричит.
Я подаю ей принесенный Роем стакан с водой.
Повторяю заученную до автоматизма фразу:
- Я понимаю, вам очень тяжело. Но вы могли заметить что-то, что помогло бы нам найти преступника.
Она мотает головой, стакан подрагивает в пальцах. Вода грозится пролиться на пол.
- Я... я все сказала, что п-помню.
- Конечно. Но, может, какие-то детали? Вы говорите, что видели мужчину, выходящего из вашего дома.
- Д-да.
- Опишите его. Этим вы поможете следствию, - еще одна пафосная ложь.
Но она лишь снова начинает рыдать, пытаясь закрыть лицо рукой. Я переглядываюсь с Роем.
Девушка не вызывает у меня жалости, только отвращение. Мне хочется поскорее закончить все это, не слышать разрывающих барабанные перепонки подвываний и не чувствовать медный запах крови, пропитавший, похоже, всю квартиру.
Рой подходит к девушке и, положив ей на плечи руки, уводит в другую комнату. Я слышу, как за дверью ванной переговариваются санитары и как говорит что-то успокаивающее Рой. Он изучал психологию гораздо лучше меня.
Падальщики-журналисты мечутся по квартире. Один из них делает попытку подойти ко мне, держа наизготовку диктофон. Его память пополняется нецензурной записью.
Ты прокололся. Незначительно, но впервые. Не просчитал вероятность того, что девочка занимала этаж не одна, а со своей подругой, вернувшейся как раз вовремя, чтобы заметить тебя на улице. Глупая ошибка. Я стараюсь не думать о том, что было бы, задержись ты на пару минут.
Когда понятые подписывают заключение, я провожаю их на улицу и выкуриваю несколько сигарет.
Я мысленно возношу хвалу богу, покрывающему убийц. Я уверен, что такой бог существует.
- А что с отпечатками?
- Голяк.
Солнце садится и окрашивает последними лучами кабинет в оранжевые тона. Тени деревьев пляшут на стене, длинная стрелка часов неторопливо подползает к 12, короткая зависла на 7. Я тереблю угол папки с делом о твоих убийствах и почему-то радуюсь. Рой вскидывает брови и приоткрывает рот, готовясь задать вопрос.
- Ничего, это я так, задумался. Помнишь дело о воре, которого никак не удавалось отследить?
Рой кивает, хмурясь.
- Он думал, что неуязвим и поэтому расслабился, допустив промах. Наш серийник тоже. А значит, скоро мы его возьмем.
Рой усмехается.
- Будем надеяться.
Я перевожу дыхание. За окном умирает солнце.
*
- Ты понимаешь, что эта девка могла все тебе запороть? Окажись ее память чуть лучше...
- И что? - спрашиваешь ты, лениво раскинувшись на кровати. Рукава свитера закатаны, обнажая руки с темными волосками. Я нависаю над тобой, упершись ладонями в кровать.
- По фотороботу меня бы хрен кто опознал. Да и залечь на время не проблема.
- Ты начал допускать ошибки. Значит, пиздец близко.
Смеешься. Дергаешь прядь волос над виском.
- Ты знаешь, что говоришь как герой фильма? - вопрос, будто плевок в лицо. У тебя острые зубы, а язык еще острее.
И нет ничего проще, чем ударить в твое лицо, выбивая смех. Чувствуя, как костяшки пальцев натыкаются на преграду из зубов, сминая тонкие губы. Бить, пока лицо не станет кровавой массой.
Вместо этого я перекатываюсь на спину, соприкасаясь с тобой плечами.
- Слабак, - отражается от потолка твой шепот. Признавать это неприятно, но ты прав.
*
Город умыт предутренним дождем, сверкает лужами и стеклами квартир. На восьмом этаже воздух холодный, балконное ограждение, шаткое и непрочное, подрагивает. Я, уцепившись за него, перегибаюсь вниз, разглядывая пожелтевшие деревья и крыши автомобилей. Земля притягивает, кажется близкой, только протяни руку.
Ты подходишь неслышно. Кладешь руки мне на бедра. Я резко распрямляюсь, поворачивая голову. У тебя в уголке губ зажата сигарета, а на щеке алеет свежий бритвенный порез.
- Если решишь прыгать, лучше поднимись на крышу. Отсюда у тебя есть шанс выжить, - говоришь ты.
Я поворачиваюсь к солнцу, висящему над крышами, и долго смотрю на него, пока перед глазами не появляются белые пятна. Твое лицо - засвеченная фотография, сделанная неопытным фотографом.
Телефон звонит резко, требовательно. Я нажимаю на «прием», уже зная, что делать этого не следует.
- Да.
- Я, вроде, кое-что вспомнила, - не искаженный рыданиями голос девушки оказывается приятным, хоть и безликим. - Давайте встретимся где-то.
Я назначаю встречу через час, в одном из кафе в центре, видя, как твои ноздри раздуваются, будто вдыхая неслышный мне аромат. Наверное, это запах предвкушения. Губы подрагивают в улыбке.
Ты испаряешься из моей квартиры, стоит мне зайти в душ. Возвращаясь в спальню, вижу только идеально застеленную кровать. Я опускаюсь на нее, подкуривая сигарету. Я понимаю, что можно не спешить. Пепел падает на белый пододеяльник.
*
- Сука. Вернулся, чтоб исправить промах.
Я окидываю взглядом комнату, в которой, отражаясь в зеркале, раскинулось лицом вниз тело. Рядом валяется открытый тюбик розовой помады.
- Она мне звонила, назначила встречу. Видимо, собиралась, когда он явился, - говорю я, подходя к трупу. Затылок размозжен в кровавое месиво из осколков черепа и мозгов.
Рой сжимает губы. Кивает. Еще раз цедит «сука».
У меня перед глазами встает пепел и твоя ухмылка. Рой срывается с места. Я слышу, как его выворачивает в туалете.
III
Я помню первую убитую девочку, как помнят первую свою любовь. Светлые волосы, безмятежное лицо. На запястьях кожа расходится от продольных порезов, обнажая белесый подкожный жир, лодыжки охватывают кровавые браслеты. Рядом на кровати свернулись кружевные трусики.
Экспертиза выявила в крови снотворное и противорвотное. Уже тогда я понял, что убийца пунктуален в мелочах.
В тот вечер ты принес кофейные зерна, запакованные в бумажный пакет, и запах озона. Тень твоя волочилась по полу, подкрадываясь к моим ногам, обутым в дурацкие комнатные тапочки. Моя голова была пуста, как и холодильник, как и пачка сигарет. На прикроватной тумбочке у меня лежала папка с материалами по делу, которую ты скинул на пол резким взмахом руки. Занавески белыми призраками колыхались у распахнутого окна.
Ты ушел под утро, я, приоткрыв глаза, наблюдал, как ты одеваешься в полумраке комнаты, приглаживаешь волосы.
Сейчас мне кажется, знай я кто ты именно тогда, когда все еще не зашло так далеко, мне бы хватило сил тебе помешать.
Но я узнал после пятой девочки, после вспоротой грудной клетки и купающихся в крови кончиков волос. После ночи, проведенной в отделении. Я гнал автомобиль, убегая от туманного утра по западному шоссе, а ты, опустив стекло, высовывал голову наружу и ловил губами ветер.
У меня перед глазами сверкали белые точки, будто искры вспыхивающего внутри пожара.
- Если ты меня так ненавидишь, закончи это, - говорил ты, кладя левую руку на руль и прокручивая его, заставляя колеса вильнуть в сторону ограждения моста. - Сдохнем вместе, как в слюнявых фильмах.
Конечно мы не сдохли - я выправил руль, трясясь от злости и унижения. Мне отчаянно не хотелось умирать.
Колеса уносили нас все дальше, ты смеялся и рассказывал о том, как приятно разрезать податливую кожу, вскрывать вены, перерезать сухожилья. Рассказывал о том, какое наслаждение заниматься сексом с той, чья смерть уже стоит у тебя перед глазами. О том, как сдерживаешься, чтоб не кончить.
Я слушал, желая только заткнуть уши. А ты наклонялся ближе, дыша мне в висок, и шептал особенно отвратительные подробности. У меня в бардачке лежал табельный пистолет. Когда ты вышел, чтобы купить сигарет на заправке, я вытащил его, сунул во внутренний карман пальто.
- Стреляй, - говорил ты, когда мы отъехали достаточно далеко, чтоб не было слышно выстрелов.
- Стреляй, - говорил ты, раскидывая руки. За твоей спиной лежало поле, небо наливалось голубым.
Я выпустил все патроны в это небо.
*
Шестая жертва была обнаружена через месяц обеспокоенной отсутствием ответа на телефонные звонки матерью. Девушка умерла за неделю до этого и от запаха разложения, ползущего по квартире, становилось плохо. Странным казалось, что соседи не вызвали полицию раньше.
Ты пришел этой же ночью, неслышно прикрыв за собой дверь. Мне хотелось сказать: «уебывай», вместо этого получилось: «давай напьемся». Ты обхватывал пальцами худые лодыжки, сидя рядом со мной на полу. Настольная лампа высвечивала высокие скулы, позволяя теням ложиться под глазами.
- Как все началось? - спросил я, разглядывая на свет медового оттенка скотч, налитый в стакан.
- У нее была слишком нежная кожа, - ответил ты. - До неприличия.
*
- Как все началось? - спрашиваю я у отражения. Всматриваюсь в глаза, до тех пор, пока остальные черты лица не размываются, становясь единым пятном. Отражение молчит, я с ним солидарен.
В городе только далекие раскаты грома да вспыхивающие молнии. Линолеум скользит под ступнями, мысли скользят в голове. Я распахиваю глаза посильнее, так, чтоб молнии прожгли роговицу, отпечатались на сетчатке. Призраки всех одиннадцати твоих девочек подталкивают меня в спину. Они ненавидят меня, и это правильно. Я цепляюсь пальцами за оконную раму. Дождь целует мое лицо колкими каплями.
Все началось в далекую пятницу со сгоревших автомобильных свечей. С удушающего метрополитеновского утра. Ты, в светлой рубашке, с курткой, перекинутой через плечо, казался совсем не здешним. Будто кто-то вырезал тебя из журнала и наклеил на внутренности вагона, как клеят рекламу.
Ты улыбнулся мне, слегка приподняв уголок губ, и вышел из вагона на моей станции.
IVГород замирает, как замирает мир перед бурей. Ветви деревьев недвижимы, облака зависают в холодном небе. Больше из окна палаты ничего не видно. Когда мне надоедает этот вид, я поворачиваюсь на другой бок, подтягивая колени к животу, и наблюдаю, как соседи по палате играют в карты. Один, лет сорока, в свисающей с плеч широкой рубашке, жульничает, незаметно меняя какую-то мелочь на туза.
Рой приходит с какой-то девочкой с работы. В руках у нее - кулек с апельсинами. Я смотрю на них пару секунд и начинаю ржать.
- А если бы у меня была сломана челюсть, ты принесла бы мне орехи?
Девочка краснеет, сжимает губы. Рой смотрит на содержимое пакета и присоединяется к моему смеху. Апельсины яркими мячиками выпирают из целлофана.
- Ты не говорил мне, что у него что-то с желудком! - говорит девушка, широко распахнутыми глазами глядя на Роя. Тот разводит руками. Я пытаюсь вспомнить ее имя.
- У меня язва. Ладно, давай сюда, раз уж принесла.
Она уходит спустя полчаса, откидывая за спину длинные волосы. У меня по коже проходит мороз.
- Класная баба, только жопа никакая, - говорит Рой, когда дверь палаты закрывается. Я киваю.
- Что там с расследованием, - понижаю голос, так, чтоб не слышали соседи по палате.
- Ничего. Новых убийств не было, ну да ты и так это знаешь.
Сердце начинает биться чаще.
- Откуда мне это знать?
- Ну, тебе бы сообщили, не тупи. - Улыбается Рой.
Он уходит, похлопав меня по плечу и пожелав скорейшего выздоровления. Я отдаю апельсины дежурной медсестре.
Город замирает, только темнеет рваное небо, в прорехи которого глядят звезды. Дни сливаются в один, состоящий из тошноты, унизительной сдачи анализов и таблеток. Больничная еда не имеет вкуса. За это упущение запахи спирта и хлорки отыгрываются на обонятельных рецепторах.
Новых убийств не было уже почти два месяца. Столько же я не видел тебя.
Круглая луна покачивается в древесных ветвях. Кто-то из соседей похрапывает, вдыхая с присвистом.
У меня в заначке осталась одна сигарета и я, всунув ноги в разношенные тапочки, выхожу в коридор, спускаюсь по служебной лестнице на один пролет. Здесь на подоконнике стоит пепельница из железной банки родом из двухтысячного года. Сигаретный запах въелся в стены с облупившейся краской.
- Привет, - говоришь ты. Я молча опускаюсь на ступеньку, щелкая зажигалкой. Ты - темный силуэт на фоне окна, замерший в безветренном воздухе; сколько не обдавай тебя дымом, не уйдешь.
- Кажется, при обострении язвы нельзя курить.
Я качаю головой, вдыхая едкую смесь, пропущенную через фильтр. Шаркаю ногой по ступеньке, тревожа пыль. Ты садишься рядом, вынимаешь из моих пальцев сигарету, тушишь ее об стену. Красные точки искр падают вниз затухающим фейерверком.
- Я надеялся, что ты больше не появишься, - говорю я, обхватывая себя за плечи. Холод заползает под футболку. Пробивается сквозь кожу и мышцы, чтоб сжимать в кулаке мои внутренности.
- Если бы ты правда этого хотел, все так и было бы.
До рассвета три часа. Все это время ты обнимаешь меня со спины на пыльных ступеньках лестницы, дышишь в темя.
Я выслушиваю рассказы врача о лекарствах и соблюдении диеты, привыкаю к рези в желудке и холодным прикосновениям прибора для узи. Я задаюсь одним и тем же вопросом: «Что будет с тем, кто убьет чудовище в себе?». Но не пытаюсь узнать это на практике.
*
Меня выписывают спустя две недели. Сумка с больничными вещами давит на плечо. Я уже знаю, что до нового убийства остались сутки от силы.
VКирпичная стена местами поросла плесенью и мхом. Пахнет гнилью и кислым запахом блевотины. Желудок разрезает боль. Стена склизкая на ощупь, к ней неприятно прикасаться обнаженными ладонями.
- Признай, тебе понравилось, - холодным вечерним ветром приносит твой голос.
Я ненавижу тебя тем сильнее, чем больше вспоминаю.
У нее были узкие ладони, ложащиеся на плечи легче, чем прикосновение перышек. Когда она стонала, губы приоткрывали белые зубы.
Ты убил ее, как до этого убил одиннадцать других. Я смотрел, как зажатый в твоей руке нож входит в ее живот, прорезает ровную линию до самой шеи. Мне хотелось закричать, остановить тебя, но язык пристал к небу. Твои пальцы уверенно вели нож, а я молчал, не в силах даже закрыть глаза, очарованный расходящимися краями кожи.
Ты стер струйку крови из угла ее рта.
- Красивая, правда?
Я молчал.
Пальцы немеют. Я смотрю на руки, чьи пропорции преломляет вода, и пытаюсь понять, кому они принадлежат: мне или тебе? Кто из нас настоящий?
Телефонный звонок прорезает тишину. В трубке голос Роя.
- Новое убийство, приезжай.
И называет адрес, который я и так знаю.
Город гудит, будто трансформаторная будка. Я сжимаю виски, стоя в пробке, но гул не проходит. Мне хочется открыть рот и кричать, распугивая птиц и пешеходов, выорать себя самого. Чтоб ничего не осталось, только пустая оболочка.
Машины продвигаются вперед на пару метров, и я отнимаю ладони от головы, догоняя впередистоящих. Светофор освещает все ровным зеленым светом.
До места преступления я добираюсь спустя полчаса, паркуюсь рядом с автомобилем Роя. Дверь дома открыта, приглашая в темное нутро. Я медленно поднимаюсь по лестнице, лампочка мигает, как в дрянных ужастиках. Я уже видел эти стены, обшитые деревянными панелями, вдыхал запах сырости.
И нет сил, чтоб оторвать глаза от тела, перестать всматриваться в изуродованную кожу, покрытое начавшей сворачиваться кровью тело девочки. Как ее звали?
- Ты ведь знал ее. Помнишь, мы заходили к тебе в больницу, - говорит Рой. В его голосе не сквозит и тени эмоций, только ходят желваки на скулах.
Киваю. У девочки тонкие лодыжки, на правой вытатуирован браслет из переплетающихся линий. Мне все кажется, что сейчас она повернет голову, переводя взгляд с нависающего низко потолка на меня. Конечно, она не двигается.
Репортеры говорят о новой жертве. Я уезжаю с места преступления раньше, чем положено, сославшись на язву. На моей западной трассе ни дождя, ни машин, только напряжение, повисшее в воздухе. Я опускаю все стекла, ветер свистит.
- Уезжай сейчас, - говоришь ты.
- Куда?
- Все равно. Просто вали из города, постарайся не светиться.
Ты впихиваешь мне в ладони документы, деньги, вытащенные из загашника. Проводишь пальцами по скуле, вниз, к бьющейся на шее вене. Вспоминаю, как твои пальцы гладили ее кожу, оставляя следы от полукружия ногтей в ключичной впадине.
- Уезжай, - повторяешь ты.
Гул в ушах становится нестерпимым. В моей квартире взрываются фейерверки, вспыхивая перед глазами. Я делаю вдох, потом медленно выдыхаю. Перед глазами все еще пляшут серебристые искры.
Я кладу тебе руки на плечи и мотаю головой. Мы остаемся, допиваем остатки кофе.
Мою квартиру взламывают через несколько часов. Я не сопротивляюсь, позволяю наручникам защелкнуться на запястьях. Смотрю, как ты медленно бредешь к балконной двери, растворяясь в осеннем воздухе облаком дыма.
- Та свидетельница, она ведь тебя узнала? Хотя, зачем я спрашиваю. Конечно, узнала, только испугалась поначалу, увидев тебя, приехавшего на место преступления. А потом потребовала деньги и начала тебя шантажировать, ведь так?
Я молчу. Здесь и сейчас только я, кладущий скованные руки на холодный стол.
Рой был бы рад набить мне морду или хотя бы плюнуть в лицо. Кожа на его кулаках натянулась, побелела. Раньше я не видел его настолько злым.
- Вы обознались.
Он резко выдыхает, на секунду поднимает глаза верх, к грязно-серому потолку.
- Хватит косить под психического. Это истасканно.
Я смотрю на свои пальцы. Под ногтем безымянного на правой руке - бурый полумесяц крови. Только чьей?
Стены давят. Напирают, пытаясь раздавить меня. Рой даже не морщится, будто не замечает. Ты бы лишь презрительно вскинул голову, подражая героям американских боевиков, рассмеялся бы хриплым киношным смехом. Я не могу отвести взгляда от своих рук, запястья которых перечеркивают серебристые полосы наручников.
Твои я почти не видел без перчаток.
- Даже если ты не признаешься, тебя все равно будут судить. Только приговор будет строже. Улик хватит, уж поверь. В последний раз ты здорово наследил, - Рой замолкает, опуская взгляд на поверхность стола.
- Только почему именно она? - говорит он, и голос вздрагивает на последнем слове.
Утром, во время очередного разговора с психиатром, я снова буду просить дать мне снотворное, объясняя, что не могу спать, прошитый твоим взглядом.
- Опишите, что вы чувствовали, когда видели его? - будет задавать вопрос психиатр - добродушного вида мужчина, одетый в слегка мятую на рукавах рубашку. Я буду рассказывать, глядя на эти складки, почти незаметно движущиеся.
Чтобы ночью опять видеть твое лицо даже за закрытыми веками, считая про себя: «раз...».
- Уберите эти надписи, - прошу я санитара. Он смотрит на стену, отслеживая мой взгляд.
- Здесь ничего нет, - говорит он, прокалывая мою кожу иглой.
Слова - темные буквы на светлых стенах. Выведенное на правой от двери размашистое: «V класс МКБ*» заставляет вспомнить о суде, на котором вынесли приговор о принудительном лечении, заставивший Роя в гневе вскочить с места. Он надеялся на пожизненное заключение.
Среди надписей есть и двенадцать женских имен, ни одно не повторяется. Глядя на них, я вспоминаю тепло крови и сладкий запах волос.
Иногда ты еще приходишь, меряешь шагами палату или садишься рядом со мной на жесткий матрас кровати. Тогда надписи, которыми испещрены стены, исчезают, постепенно выцветая. Я улыбаюсь.
_________________________
* Класс V (F) - раздел МКБ-10(Международной классификации болезней), описывающий психические расстройства.
О виртуальной реальности
Каждый день Ник проверяет почту, нет ли писем от них. В ящике ничего, даже привычной спам-рассылки. Он уже не злится, уже пару недель не злится, но все равно проверяет.
- Ну как, есть что-нибудь? - спрашиваю я. Я не верю с самого начала, но все равно задаю этот вопрос.
Он мотает головой. Я завариваю кофе. Ветер с запада, стены дрожат.
- Картонный мирок, ебать его в рот, - говорит Ник. На нем одни трусы и он залезает с ногами на стул. На нашей кухне два таких стула, больше и не надо.
Кофе как всегда выливается на плиту. Я разливаю остаток по чашкам. Хватает потому, что я всегда наливаю больше воды, чем надо.
Стена прогибается, окно надувается мыльным пузырем. Ник только сжимает губы в тонкую нить и отпивает глоток кофе. Не обжигается, здесь ничего не бывает достаточно горячим.
Если заглянуть в холодильник, там можно найти сыр с плесенью. Не Дор блю, конечно, но тоже отдает синевой. Еще там есть початая бутылка вина, содержимое которой никогда не убывает, сколько ни пей, и пара гниющих картофелин.
- Как думаешь, сыр с плесенью можно есть?
Ник пожимает плечами.
- Ну, едят же гурманы всякие.
«Гурманы» он произносит как мат, я смеюсь, но сыр пробовать не решаюсь.
Мы с Ником не помним, сколько мы здесь. Точнее, я не помню, Ник может и отсчитывает, с него бы сталось. Он все еще ждет, что нас вернут, пришлют однажды письмо с кодовым словом и сотней извинений.
читать дальшеМы молчим, подливаем в кофе вино. Первое время это было гадко, потом зачем-то привыкли.
У Ника есть несколько татуировок. Я не знал этого раньше, они всегда были скрыты одеждой. Одна - на икре - треугольник с какой-то белибердой внутри, другая - птеродактиль на груди. Смысла нет ни в той, ни в другой, но смотрятся красиво. Когда Ник задумывается над чем-то, он начинает тереть ногтями ту, что на груди, заставляя кожу под ней краснеть.
Каждый день мы выходим на улицу, спускаясь по воняющей какой-то химией лестнице в подъезде. Дверь разваливается от прикосновения, но каждый раз к нашему приходу собирается заново. Мы идем по улицам, пересекаем в любом месте проспекты, не глядя по сторонам, проходим перекрестки. Иногда бродим по дорогам. В этом городе нет машин. В этом городе вообще никого кроме нас нет.
Нас назвали альфа-тестерами. Ник переиначил: «лохи».
Ник закуривает, радуется, что взял с собой пачку, он говорит, что здешние сигареты совсем плохи. Точнее, он говорит «Редкостная херня».
Дым от его сигареты завивается спиралью, складывается в причудливые фигуры. Когда Ник выпускает кольца, они разрастаются до полуметра, зависают в воздухе, будто маленькие порталы. Мы проходим сквозь них, но остаемся тут же. Из этого города так просто не убраться.
Раздвижные двери в супермаркете не раздвигаются, а осыпаются осколками, когда мы подходим к ним. Стекло хрустит под подошвами, Ник получает от этого удовольствие. Это видно по его ухмылке.
Мы набираем продукты, грузим на тележку. Что-то из этого исчезнет по дороге домой, что-то окажется безвкусным. Мы так и не определили закономерность, поэтому нагребаем всего и побольше. Ник неизменно берет дорогой алкоголь. Вечером он будет пить его, уверяя, что на вкус как чистый спирт.
Мы возвращаемся обратно всегда другим путем. Почему-то это важно: не проходить одни и те же улицы дважды. Мы соблюдаем негласный закон, ритуал, и от этого наше пребывание здесь кажется не таким бессмысленным.
*
Каждый вечер, когда солнце только садится, Ник уходит на прогулку. Насколько я знаю, он просто бесцельно шляется по городу, выкуривая почти целую пачку. Первое время я ходил с ним, мы пытались найти выходы из города, путаясь в улицах и одинаковых, доводящих до безумия дворах. Я сдался первым.
- Ауф видэрзэен. Жди меня к ужину, - смеется Ник. Я посылаю его к черту.
Квартира, в которой мы обосновались, похожа на тысячи других квартир - две комнаты, гостиная, кухня и уборная. Ник занавесил окно в своей комнате найденным где-то куском темной материи - он говорит, что иногда видел сквозь него странное. Я не допытывался, у каждого из нас свои заскоки. Но иногда, когда он уходит на ежевечерний моцион, я включаю музыку и сажусь на его кровать. Почему-то так мне кажется, что все в порядке.
У Ника на столе всегда бардак, в отличие от рабочего стола его ноутбука. Но сегодня в этом бардаке появилась новая вещь - тетрадь с рисунком в клеточку на обложке.
Я открываю ее наугад. Я не хочу читать то, что там написано, но читаю.
«Двенадцатый день.
Самое страшное здесь то, что ничего не меняется. Ты можешь расхерячить к дьяволовой матери все стекла в этой квартирке, но они станут на место, стоит тебе отвернуться. Нихера не меняется, даже погода. Здесь никогда нет дождя, снега, никогда не холодает. Мы будто зависли в одном и том же ахуенно длинном дне, переживая его заново. Как в дебильном голливудском фильме. Жизнь на повторе»
Я листаю дальше, взгляд выхватывает отдельные куски рукописного текста:
«Двадцатый день.
Пытался проверить, заживают ли так же легко раны. Разрезал себе руку, глубоко, так, чтоб задеть вены. Кровь фонтаном, сначала даже стремно стало, а потом зажило. За пару минут, будто шраму как минимум год»
«Двадцать третий день.
Страшно»
С каждым днем его подчерк портится, становится все более неразборчивым. Ясно читается одно и то же слово, повторяющееся на странице как минимум раз: «страшно».
«Тридцать первый день.
Что если мы так и замрем здесь, не старея и не умирая? В одном и том же крутящемся на повторе дне, слушая одну и ту же музыку на ноуте (он никогда не разряжается, кстати) и перечитывая книги»
«Тридцать девятый день.
...А второй раз просыпаюсь ночью от одного и того же кошмара: я остался один здесь. Не знаю как, не знаю почему, но я медленно схожу с ума, разговариваю со своим отражением (а здесь, кстати, нет теней, хуевая детализация), пытаюсь напиться, но нихера не выходит. Не могу даже сдохнуть»
Я сажусь на пол, облокотившись спиной об кровать. В ушах шумит кровь, хочется метаться загнанным животным, разбивать кулаки об стену.
Читать свои мысли, написанные чужими словами, - страшно.
- Ну как, повеселило тебя чтение?
Я вздрагиваю. Ник стоит, привалившись к косяку, курит.
- Веселого мало.
Он кивает. Я жду, что он подойдет и врежет мне, я вижу, как сжимается в кулак его рука, свободная от сигареты. Но он пересекает в пару шагов разделяющее нас расстояние и садится рядом. Мои пальцы скользят по шершавым страницам, словно читая шрифт Брайля. Ник курит одну за одной. Мы словно застряли в лодке посреди океана в штиль.
*
Они сказали: «Вы совершаете погружение на свой страх и риск». Они сказали: «Программа еще не доработана». Ник хмыкнул, я спросил «А как мы вернемся?». Они ответили: «Связующим элементом выступит ноутбук. Грубо говоря, вы получите сообщение с кодом». Ник оживился: «А какова вероятность, что мы его не получим?». Они ответили «Она стремится к нулю». И добавили: «Но все же помните, что это только альфа-версия».
*
- Ну как, есть что-нибудь? - спрашиваю я по привычке. Новое утро красит горизонт в желтый, подмешивает к нему голубой цвет неба.
- Нет, - говорит Ник. А потом запрокидывает голову и смеется в потолок, с которого сыплется каменная крошка. Отплевывается, стряхивает ее со словно поседевшей головы.
Я думаю о том, как скоро мы чокнемся. Ник наливает себе коньяк. Стены прогибаются, сквозь отогнутый угол обоев виднеется кусок неба.
О смс
Я пишу: «Доброе утро». Я пишу: «Спокойной ночи». Я пишу: «Сегодня дождь, а у девочки, с которой мы трахались, на трусах была надпись: «Добро пожаловать» в окружении сердечек». Ответ не приходит.
Я пишу, путая буквы и промазывая мимо клавиатуры сенсорного телефона: «Жаль, что ты не попал на это пати» и иду танцевать, ставя бокал с недопитым ромом на барную стойку. Подмигиваю бармену. Уезжаю не один.
Однажды, встретившись со старыми друзьями, я пишу тебе: «Я скоро стану крестным. Лол». Подруга, смуглая от загара, спрашивает, кому я пишу. Смотрит на меня странно, когда я называю твое имя. Я старательно перевожу тему.
Я пишу: «Меня уволили, а я поставил начальнику вирусный баннер с рекламой порносайта. Вот такой я мелочный говнюк». Ответа нет. Его никогда нет, но я все равно продолжаю писать.
Подобрав на улице бежавшего за мной котенка, я пишу, гладя его: «У меня теперь есть кот. Зверюшка стремная, но забавная. Теперь все бабы мои». И отправляю, посмеиваясь. Кот лижет мне руку, у него шершавый язык и мягкая шерсть.
Я пишу: «С днем рождения». Я пишу: «С новым годом». Я пишу: «С 23 февраля, чувак, хоть это и тупо».
«Гнида ты» - пишу я однажды. И добавляю: «Блядь, заебало». Ты снишься мне в костюме спайдермена уже вторую ночь. Подумав, я решаю не писать об этом, чтоб не нарушать пафосности момента.
Я пишу, когда пьян, пишу, когда просыпаюсь, пишу, когда засыпаю. Пишу, отвозя кота в ветеринарку, проходя мимо твоего дома, идя на собеседование. На праздновании хрен знает какой годовщины свадьбы моей тети я пишу: «Скоро, кажется, они будут петь. Пора валить».
Сдавая анализы на венерологические заболевания, я пишу тебе: «Я очкую, как девственница перед первым сексом». Забирая, пишу: «Я так и знал, что все в норме».
Я работаю, встречаюсь с друзьями, сплю с девушками, которые поутру умиляются моему разжиревшему коту, сдаю на права, иногда вырываюсь заграницу, стараюсь не угробить свой организм, покупаю в ближайшем супермаркете замороженные пельмени и пишу тебе. На вопрос, зачем я делаю последнее, я не могу найти ответа со дня твоей смерти.
О навязчивых состояниях
Tired of You - Foo Fighters
Щепетильность - это тщательно вымыть ванну перед тем, как вскрыть себе в ней горло. Подобрать плейлист, подключить к ноутбуку купленные за день до этого колонки, отставить в сторону, чтобы вытягивающие тело санитары не залили водой. Отдать кота соседке, якобы ремонт, а кот блюет от запаха краски. Нелепые отговорки всегда самые действенные. Ничего не есть пару дней, чтобы желудок был пуст. Уколоть обезболивающее, подождать, пока оно подействует, а потом сделать то, к чему так готовился.
Я представляю, как ты раздеваешься, расстегиваешь ремень, цепляешь футболку на спине, стаскиваешь, нагнув голову. Складываешь все стопкой на стиральной машине - опять проклятая щепетильность - и залезаешь в ванну, переступая бортик. Представляю изгиб позвоночника на пояснице, светлые ягодицы. Ты садишься на шероховатое дно, берешь подготовленное лезвие с бортика. Возможно, крутишь его в пальцах, глядя на преломление света на изгибах. Может, прикасаешься пальцем, чтобы проверить остроту - выступившая капля крови рубинового цвета, по закону жанра.
Я представляю, как затем ты откидываешь голову на кафельную стену, закрывая глаза. К этому моменту обезболивающее уже должно подействовать и ты не чувствуешь прикосновения лезвия к коже. Только рука встречает сопротивление, распарывая кожу и дальше, сквозь мягкие жировые ткани к венам и артериям. Боль приходит, но это только отголосок той боли, которая могла быть. А потом наступает спасительное ничего.
читать дальшеЯ представляю, как хлынувшая по законам киноиндустрии кровь окрашивает воду. Какая она там должна быть, эта кровь? Алая, как стоп-сигнал светофора, или темная, будто вишневое вино? Я думаю об этом слишком часто.
За моими закрытыми веками санитары достают из воды твое тело. Капли воды стекают, задерживаемые тонкими волосками. Неуверенно-красные капли. Свисает член, кожа белее мелованной бумаги. Санитары кладут твое тело на носилки, закрывая непрозрачным целлофаном, а в дверях голосит что-то соседка. Или, может, стоит молча, пораженная. Это она подняла панику спустя два дня, когда обещанный тобой ремонт так и не начался, а кот начал скрестись в закрытую дверь квартиры.
Вот он, этот самый кот, спит на моей кровати, поджав лапы, будто от холода. Изредка кот приоткрывает один глаз, когда ему что-то слышится, а потом опять засыпает, убедившись, что все в порядке. У него короткая светлая шерсть и пятно на голове. Как много понимают коты? Знает ли он, что тебя нет?
Кажется, мы пару раз сталкивались в офисе, кивали друг другу на ходу. Ты улыбался, как на той фотографии, что теперь стоит в холе, около рецепшен. Фото неважного качества с какого-то корпоратива - в руках у тебя бокал, ты смотришь в объектив, слегка наклонив голову к плечу. Губы полуоткрыты в улыбке. Я все пытаюсь угадать себя в спинах на заднем плане.
Мы никогда не общались, даже имя твое узнал только после смерти. Однако после того, как обнаружили твое тело, зачем-то сорвался к твоему жилью. Будто магнитом тащило. Обычная девятиэтажка, сонный район, где вымерли все, кроме детей на площадке и голубей. Дверь с домофоном распахнулась, выпуская старика с костылями. Я придержал ему дверь, а потом зашел внутрь. В подъезде пахло побелкой и гарью, но ступеньки были чистыми, когда я поднимался, останавливаясь на каждом этаже и оглядываясь. Мне казалось, что должен быть какой-то знак, намек, как пометка во времена эпидемии чумы на дверях заболевших. Конечно, ничего такого не было. Только кот, этот чертов кот. Он смотрел на меня, сидя на верхней ступеньке восьмого этажа. Глаза поблескивали в неярком свете. Я хотел его обойти, но вспомнил, что в сумке лежит так и не съеденный бутерброд.
- Не надо, он домашний, - раздался голос, и подошедшая женщина подняла кота на руки. – Любит гулять в подъезде, паршивец. Вы не из этого подъезда, - добавила она, присматриваясь.
- Да, - согласился я. А потом зачем-то сказал: - Здесь мой коллега жил.
Как все произошло, она рассказала мне уже у себя на кухне, заваривая пахучий китайский чай. Я слушал и отказывался от предложенной еды, а кот мурчал у меня на коленях, точнее, пытался.
- Вы ему понравились, - заметила твоя соседка.
Лежа перед сном в кровати в тот вечер, я задумываюсь, почему ты это сделал. Кот спит где-то в ногах, в тишине слышно его сопение. "Не хотите взять его к себе?", - спросила твоя соседка. Я согласился.
В дыму на курилке я разговариваю с девушкой из твоего отдела. Сигарета зажата меж средним и указательным, локоть руки поставлен на согнутую левую. Девушка затягивается сильно, выкуривая сигарету быстрее меня.
- Он веселый был, - говорит она. - Но может, проблемы какие-то, у всех есть проблемы.
Отчасти я жалею, что ничего о тебе не знаю.
Я представляю, как ты просыпаешься утром, лежишь пару минут, собираясь с силами. Звонишь начальнику, просишь отгул. Или не начальнику, а девушке, другу, родителям. Узнаешь, как дела, отвечаешь на встречный вопрос, что все в порядке. Все и правда в порядке - постель убрана и посуда не громоздится в умывальнике. Обезболивающее куплено, сливки для кофе тоже.
Кот почти никогда не орет, даже когда просит жрать. Он смотрит на меня не отводя глаз или скребет лапой холодильник.
Мне снится, что это я, лежа в ванне, вскрываю себе горло. Только не умираю, а замерзаю в остывшей воде. А потом вылезаю из ванны, оставляя за собой мокрые отпечатки и иду перебинтовывать горло. По коже ползут мурашки, но я не одеваюсь, чтобы не испачкать одежду кровью. Твоя щепетильность – заразная штука.
Меняя лезвие в бритвенном станке, я кручу его в пальцах, примериваюсь к шее. Мое отражение тянет правую руку влево, надавливая лезвием на кожу, а потом резко возвращает, оставляя на шее красный ошейник. Я смотрю, как набухает, словно снятая в slow-motion, кровь в ране. Она готовится брызнуть, лицо моего отражения остается безучастным. Из наваждения вырывает мявканье кота. От неожиданности лезвие выпадает из пальцев, звенит, ударяясь об умывальник. Зеркало заляпано зубной пастой и моя шея по-прежнему не тронута. Кот замирает на пороге, пялясь на меня. Тот самый кот, что никогда не орет, даже когда хочет жрать. Я умываюсь холодной водой и избегаю смотреться в отражения целый день.
Все проходит, когда твою фотографию убирают с рецепшн. Однажды я прихожу в офис, готовясь встретить твой размытый хреновой съемкой взгляд, но натыкаюсь только на стену. В эту ночь мне ничего не снится, не представляется и не мерещится. Кот ест за двоих, гуляет по подъезду и смотрит на воробьев, толкущихся на подоконнике. Иногда, когда в голову приходят странные мысли, я представляю стену. Простую белую стену без ничего. Помогает.
@темы: коллажи